Ирина Шрайбер – кандидат физико-математических наук, ученый, исследователь, ментор. Ведущий научный сотрудник Томского государственного университета, руководитель группы по энергетике Международной ассоциации проектного менеджмента IPMA. Участник международных научных объединений CERN (Швейцария) и FermiLab (США). Эксперт по работе с научными организациями и компетенциями ученых.
Квантовое мышление в бизнесе - громкий заголовок или новый концепт в менеджменте?
Как ученый я скажу, что научной подоплеки под квантовым мышлением на данный момент нет. Однако нужно заметить, что в 2020 году Роджер Пенроуз получил Нобелевскую премию по физике за теоретическое доказательство того, что черные дыры не просто могут существовать во Вселенной, подчиняющейся теории относительности, их формирование просто неизбежно. Казалось бы, как это связано с квантовым мышлением? А так, что основная деятельность Пенроуза заключается в том, чтобы объяснить человеческое мышление при помощи законов квантовой физики. И это человек, который получил высокое признание научного сообщества, поэтому опровергнуть само понятие квантового мышления мы не можем. В последнее время активно эксплуатируется термин «квантовый скачок» в смысле, который не имеет прямого отношения к науке, но уже органично существует в философии бизнеса новой формации. В принципе посредством терминов, использующих слово «квантовый», мы зачастую описываем то, что в текущем восприятии не может быть осмыслено логически. И кажется, что в этом есть противоречие, но вспомним слова Эйнштейна, который сказал: «Интуиция - священный дар, рациональный ум - его верный слуга».
А вот к последствиям деятельности верного слуги у общества сейчас есть некоторые вопросы. Как Вы относитесь к мнению, что создание Большого адронного коллайдера повлияло на скорость течения времени на Земле, и ее надо замедлять?
К таким историям, а также историям про то, что сейчас ЦЕРН создаст большую черную дыру, и она всех поглотит, я отношусь спокойно, потому что это неправда. ЦЕРН - это про фундаментальную науку, но многие не связывают плоды его деятельности с теми благами, которые стали нам доступны, будь то интернет, вай-фай и иже с ними. С развитием науки развивается жизнь, и те технологии, которые изначально были направлены в помощь науке, потом перемещаются в область медицины, бизнеса, образования и в целом улучшают жизнь людей. Поэтому наука - это самая настоящая сокровищница. В мире существуют около 30 тысяч ускорителей наряду с БАКом (большим адронным коллайдером), при этом менее 1% используется в области фундаментальной науки. ЦЕРН объединяет в себе огромную команду в 15 тысяч человек. Это люди разных специальностей и направлений, разных национальностей, и все они работают вместе на благо мира. И всем им необходимо сосуществовать друг с другом, а противоречий на самом деле случается предостаточно, будь то различия в религии, менталитете и так далее. На мой взгляд, ЦЕРН и организации похожего типа наиболее успешно справляются с тем, чтобы преодолевать эти противоречия и приходить к устойчивым результатам. Залог успеха - хорошо выстроенная коммуникация и понимание общей великой цели.
И ТУТ СЛУЧИЛСЯ ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ, КОГДА В НАУКЕ Я НАЧАЛА ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛОСЬ НАЙТИ.
Почему же случается такая демонизация науки?
Мы боимся тех вещей, которых не понимаем. Поскольку я физик-ядерщик, то и рассуждать буду с этой стороны. Физика изначально воспринимается как что-то сложное и непонятное. А нашим ученым очень свойственна черта рассказывать сложно даже о самых простых вещах, и это тоже не располагает к доверию. Хотя вспомним слова Ричарда Фейнмана: «Если вы ученый, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, - вы шарлатан». Как только вы начинаете что-то понимать, вам становится спокойней, появляется возможность к взаимодействию. С самого начала времен люди хотели познавать мир, и само понятие атома возникло еще во времена Древней Греции. И тот факт, что люди уже тогда пришли к концепту зарождения Вселенной умозрительно, просто наблюдая за звездами, для меня является чистой магией человеческого разума. Вот это, пожалуй, действительно можно назвать квантовым мышлением. На данный момент ЦЕРН работает над тем, чтобы воссоздать процесс зарождения Вселенной, но в очень маленьких масштабах, поэтому бояться нечего.
Зачем это вообще нужно? Мы состоим из атомов. Атомы состоят из ядра и электронов, электроны состоят из протонов и нейтронов, которые в свою очередь живут по законам квантовой физики. То есть микромир живет по одним законам, а макромир, то есть мы, - совершенно по другим. Где теряется связь между нашими мирами, где именно находится та самая «кротовая нора» - это наука и пытается постичь. Считается, что Вселенная сама возникла из этого микромира, из частиц, которые существовали по одним законам, а потом решили объединиться, если говорить совсем элементарно. А почему это произошло, в ходе какой трансформации? Это нам предстоит узнать.
МЫ БОИМСЯ ТЕХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫХ НЕ ПОНИМАЕМ.
А можно ли провести параллель между освоением космоса и тем, чем занимается ЦЕРН?
Не просто можно, а нужно. У меня даже есть лекция на эту тему, называется «Подземный космос». Просто ЦЕРН изучает космические законы под другим углом зрения, смотрим глубже и дальше с точки зрения временной парадигмы. Получается своего рода реверсивная дальновидность.
Как вы оказались в ЦЕРНе?
По любви! В науку идти иначе нельзя. Однако в определенный момент я собиралась оттуда уходить. Вспомним 90-е годы: стране не до науки, были другие приоритеты. Но тут в лаборатории Института теоретической и экспериментальной физики мне предложили поехать в лабораторию под Чикаго, чтобы заниматься с софтом и аппаратным обеспечением, и я подумала: почему нет? И тут случился тот самый момент, когда в науке я начала задавать вопросы, ответы на которые хотелось найти. Я попала туда, где мне действительно стало интересно. В физике высоких энергий просто не может быть иначе! Работа ускорителя - это сам по себе невероятный процесс, выстраивание которого способно удивить. Да и в целом в физике очень много разных направлений, раздолье для пытливого ума. Ну и в дальнейшем после работы в Америке работа в ЦЕРНе в Швейцарии стала просто следующим логическим шагом.
СТЕПЕНЬ ВАШЕГО УСПЕХА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕРЕСА К ТОМУ, ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ, ГОРЯТ ЛИ У ВАС ГЛАЗА, СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Складывается впечатление, что так любой физик может попасть в эту организацию, но это же не так?
Дам ответ Шредингера: и да, и нет. С одной стороны, было бы желание. Но, с другой стороны, это должно быть желание много и самозабвенно работать. Тут другой уровень ответственности. Если возьмем параллель с бизнесом, то теперь ваш путь не в найме, а в зоне предпринимательства. Разумеется, вам понадобится совершенно другой набор сил и компетенций, чтобы достичь в этом успеха. И степень вашего успеха определяется степенью интереса к тому, чем вы занимаетесь, горят ли у вас глаза, стремитесь ли вы к желаемому результату. В науке то же самое, без видимых результатов вашей деятельности мы никуда не продвинемся. Ментальный голод - наш вечный двигатель. И, возможно, если вы попробуете смотреть на достижение результатов в своей жизни через призму такого подхода, вы интуитивно найдете путь к тому самому мостику, соединяющему внутренний и внешний миры, сумеете сделать так, чтобы черная дыра в недрах вашего космоса перестала быть такой пугающей.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.